Новости

12-13 октября 2024 года прихожане нашего храма вместе с настоятелем отцом Сергием совершили паломническую поездку в Псково-Печерский монастырь, Псков и на Талабские острова.

12−13 октября 2024 года прихожане нашего храма под духовным руководством настоятеля отца Сергия совершили паломническую поездку в Псково-Печерский мужской монастырь, Псков и на Талабские острова.

Первым на нашем пути был Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь в г. Пскове. Во вратах Снетогорской обители нас встречала монахиня Валерия, которая провела нам изумительную экскурсию по монастырю, рассказала об истории обители, уходящей в глубь веков. О Святом Иоасафе, основателе и первом игумене Снетогорского монастыря, который вместе с братией монастыря принял мученическую смерть во время нападения на Псков ливонских рыцарей в 1299 году.
В XIV—XV вв.еках Снетогорский монастырь был главным духовным духовным центром Псковской земли. Во времена Второй мировой на территории обители был расположен штаб немецкой армии группы «Север», отсюда осуществлялось руководство блокадой Ленинграда.

В 1993 г. монастырь возвращен Православной Церкви. С этого времени здесь образована женская обитель. Сегодня в Снетогорском монастыре проживает около ста человек.
Монахиня Валерия ведет нас в каменный храм Рождества Богородицы, построенный по завещанию князя Довмонта в 1311 году.

В 1313 году в храме была закончена фресковая роспись — произведение местных зодчих и художников. Именно с этого храма ведется отсчет псковской архитектурной и живописной школы. Сильно пострадавшие, но все же чудом уцелевшие фрески — настоящее сокровище. Это единственный сохранившийся комплекс древнерусской монументальной живописи начала XIV века.

В алтаре видны фрагменты необычного изображения Богородицы. Реставраторы, расчищавшие этот участок, поначалу решили, что здесь написана Богородица Оранта, а когда раскрыли рисунок правой руки, не поверили своим глазам. Уникальной иконографической особенностью этой композиции является жест правой руки Богоматери, которая отведена вверх и в сторону.
«Видите? Богородица указывает пальцем на алтарный свод. Живопись на своде сохранилась очень плохо, но реставраторы определили, что там изображена композиция «Христос во славе» — говорит монахиня Валерия.

Композиция Страшного суда начинается на сводах и спускается вниз к конечным точкам — рай и ад. Специалисты уверены, что Снетогорская версия фрески стала прообразом, который потом цитируется в древнерусском искусстве. У нашего земного путешествия только две конечные точки — все завершится либо раем, либо адом.
Матушка Валерия на прощание спела тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы. Невероятные впечатления оставила у всех эта экскурсия.
Перед отъездом в трапезной монастыря приобрели вкуснейшие продукты собственного приготовления и двинулись дальше в путь к пристани Большая Толба.
После Снетогорского монастыря едем на пристань Большая Толба. Садимся на теплоход «Иван Белый» и по узким протокам реки через густые заросли камыша и тростника выезжаем на просторы озера и плывем к Талабским островам.
Мы высаживаемся на острове о. Залита (Талабск) и идем в храм Николая Чудотворца, в котором 44 года служил великий старец протоиерей Николай (Гурьянов). У ворот нас уже ожидал его настоятель о. Паисий. В трапезной храма он накормил нас вкуснейшим обедом их свежевыловленной местной рыбы и рассказал об истории острова, храма, о личном опыте общения со старцем о. Николаем.
После обеда мы пошли в храм, поклонились чудотворной иконе Божией матери «Благодатное небо», которая не раз спасала остров от беды.
После молебна идем к домику старца и на его могилу.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал волю Божию о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению. Главное было то, что он всех утешал. Как сам он говорил, когда выходил из своего домика: «Надо вас утешить. Чем вас утешить?». Протоиерей Валериан Кречетов делился: «Батюшка всё время повторял: „Всё хорошо, да, всё хорошо. Какие мы счастливые, что мы в Церкви, что мы причащаемся…“ Старца спрашивали о России, а он отвечал: „Россия не умирала. Ох, как хорошо у нас. Слава Тебе, Господи. Господь не оставляет нас“».
Батюшкин маленький дворик. Здесь все проблемы, всё ненужное отваливается, отпадает. Наша паломница описала свои чувства: «Всё было так чудесно. Я теперь поняла, что за скамеечка стоит у домика батюшки. Сидя на ней, ты чувствуешь чудо в душе и покой…».

Домик батюшки. Крохотные кухонька и келия, умиротворяющая, молитвенная атмосфера. Множество икон Спасителя, Царицы Небесной, свт. Николая, Царственных мучеников и других Божьих угодников. Невольно думается, — вышел хозяин на время и вот-вот вернется. Мы прикладываемся к мощам и иконам, епитрахили, шапочке, подряснику отца Николая.
Отец Сергий отслужил панихиду на могиле старца, помазал нас елеем от лампады, ведь старец любил помазывать всех приходящих к нему. Он делал это, выходя из своего зеленого домика и в храме, куда «убегал» привычной дорогой. Как говорил старец, «Чего вы за мной бежите? Вы бы в храм так каждый день бегали, как сегодня за мной бежали». А за ним устремлялись люди, подбегали, на ходу брали благословение, просили помощи, молитвы. И батюшка благословлял, давал советы, одной-двумя фразами разрешал проблемы, и жизнь каждого наполнялась присутствием Господа нашего Иисуса Христа.
Переезжаем на соседний остров Белова (Верхний), где учеником преподобного Ефросина — преподобным Дорофеем, в схиме Досифей, был основан мужской Петропавловский монастырь.
Нас встретила певчая Наталья, проводила нас по острову, рассказала о его истории и святынях.

Преподобный Досифей приплыл на остров Верхний, который славился своей разбойничьей историей. И нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы повернуть этих людей к покаянию, суметь растопить злобные сердца: предание гласит, что первые насельники были из числа разбойников.

По крутым каменным ступеням спускаемся в нижний пещерный храм преп. Досифея XV века. Певчая Наталья рассказывает, что, когда расчищали от мусора храм Петра и Павла, нашли маленькую пещерную церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский, и где покоятся под спудом его еще не обретенные святые мощи.
С Натальей идем к Досифеевой горке, на которой установлен деревянный поклонный крест — в память о прибытии на остров инока Досифея. Здесь по преданию был потом построен один из храмов монастыря. Теперь могучие камни подпирают памятный крест, напоминающий об этом. А местные легенды гласят, что храм этот во время нападения шведов нетронутым погрузился в песок. Ушёл, словно невидимый град Китеж.
Чуть дальше — горка, где стояла келья преподобного, он любил здесь в одиночестве молиться.

Мы идем по пустынному острову, и если до революции на Талабских островах жило около 4000 человек, то сейчас на Верхнем острове постоянно проживает всего около 20 человек.
Возвращаемся по реликтовому лесу. Огромные ели упираются в небо, их крон не разглядеть. Там, на верхушках, гнездятся серые цапли. Орнитологи наблюдают на острове около 80 видов птиц. Усталые, но очень довольные возвращаемся на пристань.
Садимся на теплоход и трогаемся в обратный путь. Жалко покидать гостеприимные Талабские острова и так хочется еще сюда вернуться.

Пять дней я жил в гостях.

Я жил в гостях у Бога.

Я слышал, как закат над озером звенит.

Зеленою травой мне выстлали дорогу.

Талабских островов безоблачные дни.



Сердце чует предел… что-то в жизни изменится скоро —

Тростниковой протокой опять распахнулись вдали

Бесконечность воды и бескрайность небесных просторов,

В их объятиях ласковый малый кусочек земли.

(Василий Полушкин)
На ночлег мы едем в Печоры и размещаемся в уютной гостинице недалеко от стен монастыря. Утром идем в пещерный Успенский храм на раннюю Литургию. В храме хранятся главные святыни обители: икона «Успение Божией Матери» и икона «Умиление Божией Матери Псково-Печерской». В глубине Успенского собора, у стены с южной стороны покоятся мощи преподобномученика Корнилия.

В стенах монастыря молитва приобретает особую глубину. Каждый паломник здесь испытывает неповторимое состояние души. Служба в монастыре торжественна и благоговейна. Голоса певчих наполняют пространство собора, словно ангелы спускаются с небес, чтобы возглавить нашу молитву.

Мы помолились за Литургией, причастились Святых Христовых Таин.
После Литургии мы пошли на обзорную экскурсию по обители, которую нам провела монахиня Феоктиста.
Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес. Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры».
Основателями монастыря были даже не монахи, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он причислен к лику Псково-Печерских преподобных.

Монастырь никогда не закрывался, даже в советское время. Когда в правление Хрущева Н. С. в монастырь пришел указ о его закрытии — настоятель, архимандрит Алипий, прошедший Великую Отечественную артиллеристом, сказал, что вместе с другими монахами-фронтовиками они займут круговую оборону по периметру укреплённых средневековых стен обители: «Вам останется только бомбить нас с воздуха». И чиновники отступили.

Обитель привлекала паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то — за советом старца. Среди особо почитаемых старцев обители — преп. Лазарь Прозорливый, недавно канонизированный прп. Симеон (Желнин) (1869−1960), подвизавшийся в обители 67 лет, схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Андриан (Кирсанов), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Серафим (Розенберг), валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев — исповедник Архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Мы идем в «Богом зданные пещеры». «История не сохранила тайну рождения обители, сколько времени неведомый миру в недрах земли жил первый пещерный монастырь и в нем зрела монашеская молитва, набирая силу, чтобы прорасти в века Псково-Печерским Свято-Успенским монастырем. Но сохранились и те Богом зданные пещеры, где подвиг первых монахов родил дух монашеский, дошедший до нас.

Войдите, други наши, в тишину пещер одни, и тишина оживет, наполняя сердце ваше неземными чувствами" (архимандрит Иоанн Крестьянкин). Сколько было подвижников-пустынножителей в пещерах, неизвестно потомкам; только имя одного, Марка подвижника печерского, сохранило предание.

Вместе с экскурсоводом проходим в дальние пещеры. Освещают путь горящие свечи. Вокруг чистый воздух, длинные лабиринты темных туннелей, звенящая тишина и мягкий песок под ногами. На стенах — надгробные керамические плиты — керамиды, рассказывающие о захоронениях.
Температура в пещерах раньше была +5, сейчас около +10, в них 7 тупиковых улиц общей протяженностью 217 м. В пещерах почивают более 10 тысяч останков, здесь похоронены насельники монастыря, воины- защитники монастыря, благотворители и мирские люди много потрудившиеся в обители. Мы прикладываемся к захоронениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Андриана (Кирсанова), архимандрит Нафанаила (Поспелова). Молимся в пещерной церкви Воскресения Словущего.
Посещение Богом зданных пещер всегда вызывает трепет.

Затем идем в ближние пещеры, где покоятся мощи основателей монастыря прпп. Марка, Ионы, Вассы и преп. Лазаря Прозорливого.

По окончании экскурсии мы едем в Псков, в сердце Псковской земли¬ в Свято-Троицкий кафедральный собор в Кремле. Кремль (Кром) во Пскове сооружён в уникальном и красивом месте — на природном узком мысу в месте соединения двух рек — Великой и Псковы, на высоком берегу. Экскурсовод рассказал нам об историю Псковского Крома и той части города, которую он огораживает.
В Псковском Кремле никогда не жили жители города. Но, в случае опасности, в крепости они могли укрыться от врагов. Здесь псковичи в личных клетях хранили ценное имущество, а также, на случай осады крепости и голода, хранились общественные амбары с запасами зерна, военного снаряжения, запасов ядер и пороха.

В давние времена перед мощными укреплёнными стенами Крома находился Довмонтов город. Довмонт — единственный князь за всю историю города Пскова, который сумел прожить в мире и согласии с псковским Вече 33 года. Псковичи под руководством князя построили у Крома Довмонтов город: возвели каменную оборонительную стену, храмы. Довмонтов город был центром жизни древнего города, здесь были административные здания, велась торговля. На небольшой территории было 18 церквей, которые до нашего времени не сохранились.
Потом мы прошли через средневековый захаб, который являлся дополнительной защитой крепости, а также ловушкой, где враги оказывались между двух крепостных стен в узком тесном коридоре под перекрестным огнём защитников Крома. И оказались на знаменитой Вечевой площади, где собиралось народное вече во времена Псковской республики. В центре площади установлен крест к 1100-летней годовщине Пскова. На этом месте возвышался в древности Благовещенский собор, который разрушили в 30-е годы прошлого столетия.

На Вечевой площади находится Троицкий кафедральный собор, высота которого 78 метров. Он главное украшение крепости и города Пскова!
По преданию, первый собор, построенный во времена правления княгини Ольги и по её велению, был деревянным. Его много раз перестраивали, он разрушался, горел в пожарах. До нашего времени сохранился каменный величественный собор, который возвели в XVII веке. Собор венчают пять куполов, символизирующих Иисуса Христа и четырёх апостолов.

Внутри собор поражает своим прекрасным убранством. Невероятной красоты семиярусный деревянный иконостас, уходящий ввысь, к куполу собора.
Мы приложились к святым мощам благоверных псковских князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила, чудотворным иконам Богородицы «Псково-Покровской», «Чирской», к храмовой иконе XVI века Святой Живоначальной Троицы, к чудом обновленной, мироточивой иконе великомученика и целителя Пантелеймона.
На этом наше благодатное 2-дневное путешествие завершилось, и мы возвращаемся домой. У всех благодать и радость на душе после посещения святых мест. Это была потрясающая, незабываемая поездка.

Автор статьи: руководитель паломнической службы Полякова Инна.
2024-10-21 12:48 Паломничество