СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
Святой великомученик Димитрий Солунский был одним из самых известных и почитаемых святых на Руси былого времени. До сегодняшнего дня с ним связано огромное количество названий, традиций и интересных фактов. Почитание его было так велико, что практически во всех монастырях и соборах древней Руси было миро от его мощей, частичка гроба или одежды.

Благодаря этому святому было так распространено на Руси имя Дмитрий (От татаро-монгольского ига избавил Дмитрий Донской, от польского — Дмитрий Пожарский, и они были названы в честь этого прославленного святого…). Русские цари (Ярослав I, Юрий Долгорукий, Иоанн II, Иоанн Грозный, Алексея Михайловича) называли своих первенцев Дмитриями, а день его памяти считался большим праздником. Службу в этот день вел сам Патриарх в присутствии царя.
Святой великомученик Димитрий Солунский был одним из самых известных и почитаемых святых на Руси былого времени. До сегодняшнего дня с ним связано огромное количество названий, традиций и интересных фактов. Почитание его было так велико, что практически во всех монастырях и соборах древней Руси было миро от его мощей, частичка гроба или одежды.

Благодаря этому святому было так распространено на Руси имя Дмитрий (От татаро-монгольского ига избавил Дмитрий Донской, от польского — Дмитрий Пожарский, и они были названы в честь этого прославленного святого…). Русские цари (Ярослав I, Юрий Долгорукий, Иоанн II, Иоанн Грозный, Алексея Михайловича) называли своих первенцев Дмитриями, а день его памяти считался большим праздником. Службу в этот день вел сам Патриарх в присутствии царя.

В старинных русских сказаниях великомученик Димитрий представляется помощником и заступником русских в борьбе с татаро-монгольским игом.

В старинных русских сказаниях великомученик Димитрий представляется помощником и заступником русских в борьбе с татаро-монгольским игом.

Иконы святого великомученика Димитрия Солунского
Дмитрий Солунский был военачальником, проповедовал и был казнен на территориях, входивших в состав Римской империи, поэтому иконография изображает его в римских одеждах, с римской прической и выбритым лицом.

Его часто изображали на коне, поражающего копьем вражеского царя (чудо о гибели царя Калояна).

В православных странах количество икон св. вмч. Дмитрий Солунского уступало лишь иконам с изображением св. вмч. Георгия Победоносца (при этом на Западе иконография св. вмч. Дмитрия Солунского практически неизвестна).
Иконы святого великомученика Димитрия Солунского
Дмитрий Солунский был военачальником, проповедовал и был казнен на территориях, входивших в состав Римской империи, поэтому иконография изображает его в римских одеждах, с римской прической и выбритым лицом.

Его часто изображали на коне, поражающего копьем вражеского царя (чудо о гибели царя Калояна).

В православных странах количество икон св. вмч. Дмитрий Солунского уступало лишь иконам с изображением св. вмч. Георгия Победоносца (при этом на Западе иконография св. вмч. Дмитрия Солунского практически неизвестна).

Для его изображения древние иконописцы имели следующие наставления:


«…святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».

Для его изображения древние иконописцы имели следующие наставления:


«…святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».

Именно в честь этого святого названа Дмитриевская (Дмитровская) башня — проездная башня Нижегородского кремля, выходящая на площадь Минина и Пожарского. Считается главными воротами крепости. (Является неофициальным символом Нижнего Новгорода).
По преданию, именно в часовне св. вмч. Дмитрия Солунского молился перед своим знаменитым подвигом русский инок-богатырь Пересвет, (часовня располагалась в 40 км от Куликова поля и в 7 км от города Скопина. Там святой и оставил свой монашеский посох, изготовленный из яблони), и именно в день памяти этого святого отмечается «Родительская» или Дмитриева суббота… Но обо всем по порядку.
Св. вмч. Дими́трий Солу́нский, или Дими́трий Фессалоники́йский (греч. Δημήτριος της Θεσσαλονίκης), известен также, как Дими́трий Мирото́чец (греч. Δημήτριος ο Μυροβλύτης; † 306 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Принял венец мученичества во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (8 ноября).

Согласно житию, св. вмч. Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были христианами. После смерти отца Димитрий был назначен императором на ту же должность. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей, невзирая на начавшиеся гонения.

Известия о деятельности Димитрия стало известно в Риме и, возвращаясь с войны против славянских племён, соправитель римского императора Максимиан остановился в Салониках. Предвидя последующие события, Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец непобедимый германец Лий побеждал многих противников, в числе которых было много христиан, которых понуждали к бою с ним, ибо таким образом Максимиан рассчитывал вызвать в христианской общине сомнения и страх. Воин-христианин Нестор, видя нарастающую в христианской общине растерянность, ночью пришел к Дмитрию в темницу за благословением на бой с могучим германцем. Во время поединка он одолел и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе от потери своего лучшего бойца император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

«…Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу…
…Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес» — Димитрий Ростовский. Жития святых (26 октября).

Именно в честь этого святого названа Дмитриевская (Дмитровская) башня — проездная башня Нижегородского кремля, выходящая на площадь Минина и Пожарского. Считается главными воротами крепости. (Является неофициальным символом Нижнего Новгорода).
По преданию, именно в часовне св. вмч. Дмитрия Солунского молился перед своим знаменитым подвигом русский инок-богатырь Пересвет, (часовня располагалась в 40 км от Куликова поля и в 7 км от города Скопина. Там святой и оставил свой монашеский посох, изготовленный из яблони), и именно в день памяти этого святого отмечается «Родительская» или Дмитриева суббота… Но обо всем по порядку.
Св. вмч. Дими́трий Солу́нский, или Дими́трий Фессалоники́йский (греч. Δημήτριος της Θεσσαλονίκης), известен также, как Дими́трий Мирото́чец (греч. Δημήτριος ο Μυροβλύτης; † 306 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Принял венец мученичества во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (8 ноября).

Согласно житию, св. вмч. Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были христианами. После смерти отца Димитрий был назначен императором на ту же должность. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей, невзирая на начавшиеся гонения.

Известия о деятельности Димитрия стало известно в Риме и, возвращаясь с войны против славянских племён, соправитель римского императора Максимиан остановился в Салониках. Предвидя последующие события, Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец непобедимый германец Лий побеждал многих противников, в числе которых было много христиан, которых понуждали к бою с ним, ибо таким образом Максимиан рассчитывал вызвать в христианской общине сомнения и страх. Воин-христианин Нестор, видя нарастающую в христианской общине растерянность, ночью пришел к Дмитрию в темницу за благословением на бой с могучим германцем. Во время поединка он одолел и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе от потери своего лучшего бойца император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

«…Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу…
…Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес» — Димитрий Ростовский. Жития святых (26 октября).

Согласно житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но они не тронули его, и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и именно при её строительстве были позже обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. (Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики). К сожалению, до наших дней реликвия не сохранилась- киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были вновь обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (причем, по свидетельствам очевидцев мироточение было невероятно обильным). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, некоторые из них сохранились до наших дней и датируются XI—XII вв.еками.
Сохранились мощевики XI—XII вв.еков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII вв.ека в Британском музее).

В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

Чудо о погибели царя Калояна — эпизод жития св. Димитрия Солунского. Согласно легенде, (пересказываемой, в частности, Димитрием Ростовским), именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан Калояна и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб. Легенда стала популярным элементом иконографии святого вмч. Димитрия.
Дми́триевская суббо́та, Дмитриева суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.
При этом в богослужебном уставе этот день не является заупокойным. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).

В православной литературе приводится мнение, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

«…С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, „Сильному во бранех“, благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…» -Дмитрий Ростовский, «Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца».

В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:
«О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

В конце 19-начале 20 века именно этот день отводится для поминовения воинов, погибших при защите Отечества, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
В народе именно Дмитриевскую субботу проводили особо торжественно: ходили на могилы усопших родственников, служили здесь панихиды, заказывали в храмах молебны.
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. Традиционной едой на поминках стали: кутья, овсяный кисель с сытой и молоком, пироги и блины.
Согласно житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но они не тронули его, и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и именно при её строительстве были позже обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. (Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики). К сожалению, до наших дней реликвия не сохранилась- киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были вновь обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (причем, по свидетельствам очевидцев мироточение было невероятно обильным). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, некоторые из них сохранились до наших дней и датируются XI—XII вв.еками.
Сохранились мощевики XI—XII вв.еков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII вв.ека в Британском музее).

В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

Чудо о погибели царя Калояна — эпизод жития св. Димитрия Солунского. Согласно легенде, (пересказываемой, в частности, Димитрием Ростовским), именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан Калояна и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб. Легенда стала популярным элементом иконографии святого вмч. Димитрия.
Дми́триевская суббо́та, Дмитриева суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.
При этом в богослужебном уставе этот день не является заупокойным. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).

В православной литературе приводится мнение, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

«…С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, „Сильному во бранех“, благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…» -Дмитрий Ростовский, «Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца».

В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:
«О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

В конце 19-начале 20 века именно этот день отводится для поминовения воинов, погибших при защите Отечества, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
В народе именно Дмитриевскую субботу проводили особо торжественно: ходили на могилы усопших родственников, служили здесь панихиды, заказывали в храмах молебны.
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. Традиционной едой на поминках стали: кутья, овсяный кисель с сытой и молоком, пироги и блины.